среда, 17 июля 2013 г.

Выделка шкур традиционным народным способом


Русское дубление кожи - это что такое?

определение слова юфть всё становится понятно
С учетом нашей отсталости это стало нашим плюсом. На Руси пользовались так называемым растительным дублением, а европа давно и навсегда перешла на химическое. Так вот химическое дубление никогда не вымывается полностью и при контакте с такой кожи углеродистой стали весьма вероятно ржавление. Так вот так как мы отстали от европы еще лет 300 назад потому у нас это растительное дубление и сохранилось
http://www.britva.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=1030

Чукчи шкуры оленей дубят в моче :D Но там суть всегда мороз и запах не проступает.
Мочу, для обработки шкур,применяли ещё древние риммляне :) Вам тоже рекомендую 8)
* * *

Выделка шкур традиционным народным способом. (Л. И. Чубарова)

Народы Севера хорошо знали свойства оленьих шкур и умело их обрабатывали. Вначале шкуры сушат. Летом их расстилают на земле, зимой в помещении - сарае или доме, камусы сушат, прикрепляя их к доскам. Высушенную шкуру размягчают. Для этой цели ее кладут у порога при входе в жилище или в самом доме мехом к полу. За день члены семьи много раз пройдут по ней, и через несколько дней шкура становится готовой к дальнейшей обработке.
Если шкуру обрабатывают с шерстью, пленку мездры снимают с сухой шкуры каменным скребком, вставленным в середину деревянной рукоятки. Для этого нужны особой породы кремни, их находят там, где хребты сопок омываются морем. Сняв жилы и пленку, намазывают шкуру со стороны мездры жидкой кашицей комбикорма, который заготавливают на зиму для животных. Намазанную шкуру сворачивают и выдерживают один день, затем разворачивают, дают немного подсохнуть и полувлажную скоблят теперь уже железным скребком, представляющим собой полукруглую железную пластинку, вставленную в середину горизонтальной рукояти. Теперь, второй раз, шкуру намазывают оленьим пометом, дают подсохнуть и опять скоблят, пока она не станет совсем мягкой. Процесс обработки оленьих шкур для получения ровдуги (замши) более трудоемкий. Шкуру, снятую с оленя и предназначенную для выделки, сырую, заворачивают и кладут в мешок, который помещают в теплое место. После того как шкура распарится в течение 2-3 дней, ее разворачивают и влажную начинают обрабатывать. Железным скребком снимают шерсть до корней, при этом шкуру натягивают на длинную доску, которую упирают одним концом в землю, а другим в живот. Соскабливают шерсть движением от себя. После того как шерсть сняли, шкуру высушивают и выскабливают жилы и пленку со стороны мездры, затем намазывают оленьим пометом и опять скоблят до тех пор, пока она не станет мягкой.
Для того чтобы ровдуга стала более светлой и чистой, ее после выделки вывешивают на улицу, где она подвергается воздействию воздуха и солнца.
Выделанная местным способом шкура намного отличается от выделки в производственных условиях. Она более эластична и красива. Из белой ровдуги шьют кисеты, пояса, она идет на отделочные работы для аппликации, продержек, подвесок к одежде. Но чаще ровдугу, а также и шкуры с шерстью красят или продымливают, благодаря чему они становятся не только красивее по цвету, но и меньше пропускают влагу. Из продымленных шкур шьют летнюю обувь, летние женские комбинезоны, которые можно носить и в дождливую погоду.
Окрашивают шкуры ольховой корой. Для этого мездру шкуры натирают мокрой размельченной ольхой, сворачивают на один час, чтобы хорошо пропиталась, затем разворачивают и натирают руками, время от времени добавляя раствор дробленой ольхи. Эта работа трудоемкая и требует немало усилий.
Многие корячки пользуются и другим способом обработки, который заключается в следующем: один конец шкуры держат руками и пяткой, босой ногой движением от себя втирают ольховый настой. Таким образом не только красят, но гладят и размягчают кожу. Вот почему крашеная гагагля как будто отглажена утюгом, она отполирована до блеска и имеет прекрасный коричневато-оранжевый цвет. Из крашеных шкур оленя коряки не только шьют одежду, из нее вырезают различные ремешки для подвесок и продержек, ромбики и треугольники, которые вшивают в меховую мозаику.
Способы выделки оленьих шкур у чукчей и эскимосов почти ничем не отличаются от корякского способа.
Обработка шкур морских животных во многом сходна с обработкой оленьих шкур: жир снимают ножом и стирают с мылом, постоянно меняя воду, затем натягивают на доски и сушат 2-3 дня. После этого мнут, скребут, снимая все остатки жира. Очень важно, чтобы шкура не имела жировых желтых пятен. Для этого часто ее бросают в снег, топчут ногами, перенося с одного места на другое.
Для выделки мандарки чукчи шкуру нерпы намазывают теплым жиром, заворачивают, ее и кладут на несколько дней в теплое место. В процессе брожения кожевая ткань размягчается и волос легко выходит. Затем шкуру моют с мылом и скоблят с двух сторон каменным скребком, чтобы удалить оставшийся волос и пленки. После этого шкуру натягивают на деревянную раму и вывешивают на улицу. Солнце и мороз завершают окончательную выделку кожи, желтые жировые пятна исчезают, шкура выбеливается и становится белой, как бумага. Почти на каждом чукотском или эскимосском домике можно видеть натянутые на раму шкуры мандарки.
Для крашения мандарки в различные коричневато-охристые цвета употребляют минералы, которые растирают с помощью камней, добавляя воду. Красят также древесной ольховой корой, предварительно настаивая ее, а затем втирая в кожу вместе с мелко нарубленной корой. Крашеная мандарка, так же как и белая, используется для украшения кожаных и меховых изделий.
Нерпичью кожу иногда пропитывают жиром, благодаря чему она делается эластичной, водонепроницаемой и темного, почти черного цвета. Из нее шили летние сапоги.
Эвенки, как и многие другие северные народы, оленью шкуру очищают ножом от пленки, а затем сушат, растянув на земле мехом вниз или же прислонив ее к дереву или забору и подперев шестом. Камусы растягивают при помощи деревянных лучинок, положив их на влажную мездру, которая, высыхая, сохраняет первоначальную форму камуса. С растянутой и высушенной шкуры специальным скребком соскабливается мездра. Скребок состоит из рукоятки (до 60 см длиной) и железного лезвия в виде круглой пластины с двумя отогнутыми внутрь острыми концами, вставленными в один конец рукоятки. После скобления шкуру смазывают отваром из рыбьих внутренностей, затем ее сворачивают (ворсом наружу) и оставляют на сутки, чтобы хорошо пропиталась. Вместо отвара иногда пользуются гнилушками, раскрошив их на влажную шкуру, или же хозяйственным мылом. Чем тоньше шкура, тем меньше времени требуется для пропитывания ее раствором. Через сутки шкуру разворачивают и обрабатывают с помощью специального инструмента - сусуна. Он состоит из деревянной рукоятки с насаженным на один конец наконечником в виде железной круглой пластины с зазубринами. Скребут таким инструментом движением от себя, сидя на полу и придерживая один край шкуры ногой, а другой конец держа на весу. Мнут шкуру движением от себя при помощи кедере - инструмента, состоящего из деревянной дугообразной рукоятки и железной, также изогнутой, пластины, вставленной в изгиб рукоятки. Пластина по всей длине зазубрена. Выделанную шкуру слегка просушивают, затем опять мнут.
Камусы, шкуры мелких лесных животных эвенки обрабатывают так же, как и оленьи шкуры, только разминают руками круговыми движениями. При выделке ровдуги они высушивают шкуру, затем смачивают смесью воды с закваской и кладут в теплое место на несколько дней. Потом шерсть и мездру соскабливают и дубят смесью, приготовленной из воды и кислого теста или печени. После этого кожи еще раз скоблят, а затем продымливают, подвешивая на несколько дней над очагом или же покрывая ими чум, где они коптятся все лето. Чем больше шкура была подвергнута действию дыма, тем прочнее она становится и приобретает коричневый цвет.
Эвенки, так же как и коряки и чукчи, окрашивают кожу ольховой корой. Но в отличие от этих народов для приготовления красителя размельченную ольху они запаривают в воде, подливая щелок.
В качестве красителя используют также лиственницу или камень-железняк, растирая его на ручном точильном камне.
Обработка шкур у якутов во многом похожа на эвенкийскую и отличается от нее только некоторыми особенностями. Так, например, в качестве размягчителя якуты пользуются концентрированным отваром (бульоном) костей. Мнут шкуру деревянными мялками, напоминающими длинную пасть животного с деревянными зубами.
* * *
В заключение дадим несколько рекомендаций по организации последовательных занятий с детьми. Цель их - освоение учащимися некоторых приемов традиционных художественных ремесел. Естественно, что наиболее эффективны такие занятия, на которых ребята создают изделия, вполне современные и сегодня. Из меха и кожи это головные уборы, рукавички, сумки, меховые ковры.
Начинать Занятия следует с простейших упражнений, далее переходить к отдельным орнаментальным мотивам, осваивать традиционные приемы их исполнения и, наконец, делать целую вещь.
Тема 1. Подбор и сшивание оленьей шкуры или камусов.
Упражнение проводится на кусочках материала. Цель его - научить ребят подбирать мех по цвету, высоте и направлению ворса, прочно и аккуратно сшивать, понимать красоту простого скрепляющего шва.
Изготовление простейшей меховой мозаики из одинаковых квадратных и прямоугольных кусочков темной и светлой шкуры.
Чтобы заинтересовать учащихся, можно рекомендовать им изготовить маленький настольный коврик размером 20×20 см и опушить его белым камусом.
Тема 2. Сшивание и отделка ровдуги - оленьей замши.
Упражнение на лоскутах ровдуги. Материал сшивается с изнаночной стороны. Из ровдуги может быть выполнен настольный коврик-салфетка, край ее отделывается нарезной бахромой.
Декоративный шов на ровдуге: шов пунктирный, шов сплошной, - выделяющийся своим цветом и фактурой на фоне замши.
Тема 3. Освоение принципов вышивки разноцветным бисером.
Подбор бисера по цветам: в характере эвенкийского орнамента, в характере долганского орнамента, эвенского орнамента и др.
Набор бисера на нитку и укладывание его на ткани (ровдуге) в виде орнаментального рисунка эвенков (эвенов).
Изготовление бисерной заготовки для унтов и вшивание ее в мех.
Тема 4. Освоение принципов декоративной вышивки подшейным оленьим волосом.
Выкладывание подшейного волоса на фоне ровдуги "гармошкой" и закрепление. Подбор волоса в виде жгута и закрепление жгута на ровдуге.
Продержка тонкого кожаного ремешка через ровные мелкие прорези в ровдуге. Чередование "гармошки", жгута и продержки.
Изготовление небольшого прямоугольного кошелька из ровдуги с применением указанных приемов украшения на лицевой стороне.
Тема 5. Изготовление головного убора (капора).
Выкраивание двух деталей: полосы меха 50×15 см и закругленного с одной стороны прямоугольника 25×20 см. Сшивание капора. Отделка - полоской бисерной вышивки в 2 ряда бисеринок, в 3 ряда, в 4 и т. д. Отделка меховой мозаикой (вся огибающая лицо прямая полоса может быть заменена меховой мозаикой). Отделка вышивкой подшейным волосом и продержкой ремешков.
Утепление капора, пришивание подкладки, ровдужных завязок и опушки из белого камуса или полоски пушнины.
Тема 6. Изготовление торбасов. Раскрой торбасов по образцу.
Изготовление бисерной вставки и мозаичного борта. Соединение всех деталей. Подшивание подошвы из войлока или кожи.
Тема 7. Изготовление мехового ковра. Размер произвольный.
Тема 8. Изготовление меховой или ровдужной сумки. Размер и отделка но выбору учителя и учащихся.
Одно из условий быстрого и аккуратного выполнения работы - правильно организованное рабочее место. Для каждого ученика в классе-мастерской должен быть отведен отдельный стол, а также место в шкафу для хранения инструментов. Так как для работы с мехом и кожей применяются иголки, острые ножи, скребки, обращаться с ними нужно особенно осторожно и по окончании работы класть в определенное место: иглы - в игольницы или втыкать в специально сшитые небольшие подушечки; ножи, ножницы - в специальные ящики или коробки.
Каждый ученик должен иметь личный халат или фартук и нарукавники, после очередного занятия необходимо их чистить.
В мастерской должна быть аптечка. Пополнение аптечки медикаментами и перевязочными средствами проводится каждую четверть.
После окончания занятия каждый ученик убирает свое рабочее место, класс-мастерскую убирают дежурные.
Источник
* * *
Технология обработки кожи по этнографическим источникам.

Современное кустарное кожевеннное производство включает 6 циклов: консервирование (сушка, замораживание, засолка), отмока (промывка, грубое мездрение ), подготовка голья – кожи без волос (волососгонка, мездрение), преддубильные операции (обеззоливание, промывка, мягчение, обезжиривание), дубление растительными и жировыми веществами, последубильные операции ( промывка, крашение, отбеливание, разводка, тяжка [29]. При получении сыромяти дубление не производят. «Сыромять представляет собой недубленую кожу, в которой волокна разделены посредством мятья… Сыромять применяют главным образом…для изготовления упряжи»[30,с.82].

Назначение всех перечисленных действий, за исключением первой, сделать шкуру податливой, эластичной, не затвердевающей на солнце или морозе. Шкура животного состоит из волосяного покрова, тонкого слоя эпидермиса, дермы и подкожной клетчатки-мездры и бахтармы. Необходимо снять мездру и волос (если нужна кожа), а также лишить дерму склеивающих свойств содержащегося в ней коллагена и разделить волокна.

Этнография содержит большое количество описаний процесса обработки шкур у сибирских народов. Они фактически также включают перечисленные циклы, но иногда одним скребком, без дубления производится вся обработка оленьих шкур для пошива одежды (сведения, полученные от Валентины Атаман).

Особое место в жизни хантов и ненцев занимает выделка шкур оленя, которые идут на покрышки чума, постель, одежду. Для получения хорошего сырья нужно снимать шкуру в определенное время года. Сейчас предпочитают брать осенние или раннезимние шкуры. Ненцы оленя бьют понемногу круглый год, но массовый забой производят осенью [31, с.57-58]. Европейские ненцы август называли «мальснынъ-ийрiй» - месяц малиц, потому что только та шкура идет на малицы, которая «снимается с оленя в этом месяце» [32, с.58].

В литературе существуют противоречивые сведения о качестве осенних шкур. По одним, в конце сентября-октябре на коже оленя образуются свищи от личинок овода, что портит шкуру, по другим, они зарастают к октябрю [33, с. 57 и 81]. Промысел дикого оленя производился круглый год. «Шкура дикого оленя почти не имеет свищей от оводов и обладает толстой и крепкой кожей, которая идет, в частности на изготовление арканов (тынзя') для ловли оленей [34,с.61]. Она сохраняет свою ценность и в более позднее время. «За шкуру дикого оленя-самца здесь дают живого домашнего оленя, так как из нее выходит два тынзяна, весьма крепких по причине толстой мездры …» [35, с.89]. С другой стороны, на пошив одежды такая шкура используется ненцами реже. У нее быстрее вылезает шерсть. Другие сибирские народы массовый забой оленей также производили осенью (например, якуты [36, с.48, 58]).

Способ выделки шкур у ненцев описан еще в XVIII в. В.Ф.Зуевым и, по мнению Л.В.Хомич, с тех пор в домашнем производстве не изменился. Самым простым способом консервирования кожевенного сырья была сушка. Она используется для сохранения шкур до начала выделки и у современных сибирских народов. Правила выполнения этой операции в разных этнографических источниках несколько различаются. Сушить шкуры необходимо, аккуратно расправив, в тени на ветру, а не на солнце. При высыхании на солнце шкуры затвердевают.

Ненцы зимой сушат шкуры в чуме, заткнув за шесты, а летом на улице. При растягивании, распрямлении шкур применяют палки. «Высохшую шкуру смазывают для размягчения содержимым оленьего желудка (оленьей или рыбьей вареной печенью, рыбьим жиром или растертой икрой), после чего сворачивают мездровой частью внутрь сначала вдоль, а затем поперек… Полученный сверток перевязывают веревкой, чтобы он не разворачивался. Смазанная шкура лежит 1-2 дня, затем ее разворачивают и производят первичную обработку с помощью специального скребка яладабць, есей (исий)» [37,.с.83].

В приведенном описании не отражен процесс отмоки. Видимо, он был необходим при пересушивании шкур при их длительном хранении. У других сибирских народов она входит в перечень необходимых приемов. Например, у камчадалов: «Все кожи, идущие на шитье шуб, например, оленьи, тюленьи, собачьи, бобровые, выделываются одним способом. Сперва мочат мездру в воде, сдирают с помощью камня, укрепленного посредине палки, оставшиеся на содранной коже мясо и жилы, намазывают жеваной квашеной или свежей икрой и затем свернув кожу топчут ее ногами до тех пор, пока мездра не провялится, затем снова скоблят и вычищают, продолжая работу до тех пор, пока мездра не станет мягкой и чистой [38, с.176]. Якуты-оленеводы снятую шкуру сушили на солнце или жердях внутри чума, дымили, скоблили, смачивали мездру водой и намазывали вареной растертой или разжеванной оленьей печенью, хранили в свернутом виде в теплом месте 10-12 часов. Затем снова скоблили (скребком с зубцами), дымили, разминали железным скобелем – мялкой с двумя ручками [39, с.80].

Наиболее распространенным орудием для снятия мездры у ненцев был каменный круглый или железный подпрямоугольный или S-образный скребок, вставленный в длинную деревянную оправу с двумя рукоятями. Таким двуручным скребком шкуру обрабатывали несколько раз после ее повторного смазывания и хранения в свернутом виде. Окончательная отделка шкуры производилась (и производится в настоящее время) с помощью особого снаряда, состоящего из куска косы, вставленной в деревянную оправу.

Для выделки шкуры, пригодной для пошива одежды или покрышки чума, ее после грубого мездрения промывали, а затем дубили веществами растительного или животного происхождения (разжеванной печенью, рыбьим жиром или икрой). Для выделки кожи на упряжь, ремни, веревки ненцы клали шкуру на несколько дней в воду. У других сибирских народов известны и такие способы подготовки шкуры к снятию волоса, как копчение, смачивание, распаривание. Вряд ли технология обработки кожевенного сырья у населения Ямала в XI-XII в. была более сложной, чем в XIX-ХХ вв. После ослабления связи волосяной луковицы с кожей волос либо выщипывали руками, либо сгоняли (соскребали) скребками.

Традиционная технология обработки шкур у хантов и ненцев сходна. Ханты смягчали шкуры «осадками от вытопленных рыбьих внутренностей, содержимым желудка убитого оленя либо жиром, вываренным из потрохов, разжеванной икрой» [40, с.78]. Сходны и орудия для обработки кожевенного сырья: двуручный скребок с S -образным железным лезвием, инструмент для разминания в виде дуги.

В хозяйстве северных народов отмечается большая потребность в ремнях разной ширины, ременных веревках. Они нужны для проведения охоты и рыбной ловли, изготовления упряжи. Для ловли дикого оленя нганасаны использовали сети из веревок, которые плелись из четырех ремней наподобие аркана. На изготовление сети требовалось 30-40 оленьих шкур. Много сыромятных ремней (обычно из шкуры дикого оленя) требуется для оленьей сбруи. Наличие костяных деталей упряжи свидетельствует о существовании транспортного оленеводства. Для перевозки одного чума требуется до 25 (а летом 30 ) комплектов упряжи.

По информации, собранной К.А. Ощепковым в Ямальском р-не, сбруя на упряжку из 4-х оленей состоит из вожжи шириной около 2-2,5см длиной около 6м, потягов шириной около 3 см : двух длинных (на крайних оленей) длиной по 5м, двух коротких –около 2-2,5м. каждый, ремней на оленей по 1,5 м на каждом, ремней для присоединения потягов к нарте до 1,5 м. Итого, общая длина ремней достигает 28,5-29м.

Шкуры обрабатывают женщины, а выделкой ремней и плетением арканов занимаются мужчины. Лишенную волоса спинную часть шкуры оленя разрезают на полоски шириной 4 - 5 мм и из четырех таких полосок сплетают аркан длиной 21 - 24 м. При этом Л.В.Хомич уточняет, что на 1 аркан уходит шкура одного оленя, лучше дикого.

Обязательным атрибутом современного ненца-оленевода является аркан-тынзян. Его длина – 25 м. Его плетут из 4-х ремешков шириной около 1см, длиной 30 м каждый (информация , собранная К.А. Ощепковым). Валера Пяк и Анатолий Пяк из Пяко-Пура рассказывали Е.В. Переваловой летом 2000 г., что из кожи дикого оленя плетут зимний аркан осенью, в сентябре, когда влажно и когда олень жиреет (после появления грибов, но до гона).

Для тынзяна шкуру выделывают мужчины: бросают шкуру в воду, затем волосы снимают руками, сушат, мажут рыбьими кишками, снова сушат и мнут, как обычную шкуру. На аркан идет целая шкура крупного дикого оленя: 4 ремня по 25 - 30м. Иногда из одной шкуры дикого оленя можно сделать два аркана. Плетут из четырех полос, иногда вплетая еще одну в середину (если полосы тонкие). Полоски, из которых плетут тынзян, выравнивают ножом, перекидывают через нарту и растягивают, к концам привязывают палочки и затем плетут. Тынзян может служить 20-30 лет, если его не мочить, поэтому весной и летом кожаный аркан стараются не использовать, заменяя его сплетенным из корня кедра. Если при плетении аркан сильно стягивать, то на морозе он становится очень жестким. Готовый аркан пропускают через маленькое отверстие в березовом бруске. О таком же способе изготовления аркана писала и Л.В. Хомич. «Аркан вырезают из лишенной волоса спинной части шкуры оленя. При этом шкура перерезается пополам и каждая часть режется по спирали на полосы шириной в 4-5мм. Полученные ремни вытягивают, выбрасывая слишком тонкие и изрезанные куски. Сплетенный аркан протягивают через отверстие в деревянном бруске и мажут жиром или налимьей печенью» [41, с.80].

По мнению С.А. Семенова, производство крученых веревок из ремней развивается «… преимущественно у скотоводческих народов и у охотников на морского зверя. Первым ременные веревки были необходимы для арканов и упряжи, вторым – для гарпунного снаряжения и оснащения лодок… Веревки из ремней вырабатывались только северными якутами-оленеводами, а оседлые якуты их не изготовляли» [42, с.11].

Ремни и веревки из ремешков или оленьих жил нужны не только для упряжи, но и для крепления покрышек чума. Современный ненецкий чум имеет четыре покрышки. На каждую покрышку требуется по 4 веревки по 10 - 15 м каждая, итого - 160 м на чум. На веревки идет шкура тощих летних быков (важенок обычно для этих целей не используют). Для плетения веревок полоски кожи не вытягивают.

Реконструкция кожевенного производства на археологических памятниках

Реконструировать процесс обработки шкур удается по материалам раннего железного века и средневековья (Усть-Полуй, Тиутей-Сале I, Ярте –VI, Зеленый Яр). Разделка туш животных производилась железными, реже костяными, ножами или ножами-кинжалами. Затем шкуры расправляли и сушили. Большого разнообразия в способах консервирования шкур на археологических объектах не наблюдается. Скобление мездры производилось каменными плоскими дисковидными орудиямии из плиток глинистого или амфиболового сланца. Следы сработанности на них доказывают, что обрабатывали подсушенные шкуры. На этой технологической стадии могли использовать и двулезвийные струги из трубчатой кости конечности оленя (Ярте VI). Дальнейшая обработка велась скребками-лопаточками или двуручными скребками с зубчатым краем из роговых пластин оленя. Зубчатые инструменты применялись также для снятия волоса со шкур, предварительно отмоченных в реке или озере. Для размягчения кожи использовали механические приемы и некоторые природные вещества (печень, содержимое желудка оленя ).

Кожа, выделанная из шкур дикого оленя и морского зайца, была главным материалом для упряжи, плетения веревок и арканов. Для растягивания и уплотнения ремешков шириной 0,5 - 0,8 см служили специальные приспособления из оленьей лопатки с вырезом в центре (Ярте -VI). Фрагменты узких ремешков и небольших, хорошо выделанных, кусочков кожи найдены на поселениях Тиутей-Сале I и Ярте VI. Иногда ремешки и кожу окрашивали охрой, собранной в горах Полярного Урала. Такие качественно выделанные и окрашенные ремешки найдены в могильнике Зеленый Яр. Для пошива одежды использовали шкуры северного оленя, росомахи, бобра, собаки. Детская погребальная одежда сшита из меха соболя, куницы, бобра, северного оленя. Швейные инструменты состояли из металлических ножа, шила с костяной рукоятью, костяных проколок и игл. Нити сделаны из сухожилий оленя, реже из крапивы. При пошиве одежды применялся шов «через край». На сохранившихся фрагментах одежды с поселений Ярте VI, Тиутей-Сале I и могильника Зеленый Яр стежки мелкие, аккуратные.

Изучив все имеющиеся по Тиутей-Сале I материалы, я пришла к выводу, что несмотря на сезонность и недолговременность стоянки, ее обитатели занимались не только охотничьим промыслом, разделкой туш животных, но и кожевенным призводством. Все необходимые инструменты для обработки шкур, а также для пошива и починки одежды и утвари у них были.

Имеющийся археологический материал дает нам основание говорить о хорошо налаженном в рамках одной-двух семей кожевенном кустарном (домашнем) производстве на городище Ярте – VI. Прослеживаются следующие операции: сушка, снятие мездры, пушение бахтармы, снятие волоса, уплотнение и растягивание ремешков. В технологическом процессе были заняты разнообразные скребки, «тупики» для сбивания шерсти, лощила. При пошиве использовались острия, шилья и иглы. Многочисленные оленьи лопатки свидетельствуют о большой доле выделки узких ремней в этом производстве. Количество ремней, которое можно предполагать в связи с количеством и степенью сработанности орудий из лопаток, значительно перекрывало потребности в них исключительно для бытовых и хозяйственных целей обитателей городища. Не исключено, что они были предметом обмена с другими коллективами. Особенностью кожевенного производства на Ярте VI было сочетание обработки шкур для пошива одежды, обуви и выделки большого количества ремней.

Изучение кожевенного дела на археологических памятниках Ямала приобретает особое значение как для развития трасологического метода, так и для реконструкции занятий населения. Именно, в этом домашнем производстве, сохранившем свое место в жизни современных ненцев, хантов, селькупов, мы находим аналогии археологическим технологиям и орудиям.
* * *

Из жизни чукчей

"Чукчи в чумах" или легко ли быть молодым?